О гордости квинси и о последнем квинси.
Очень много буквВот смотрю иногда записи в дневниках и удивляюсь. Вроде бы махровые анимешники, кнонисты и прочее, а взгляд на героев такой, что сразу и слово не подберёшь для определения. Ребята, герои манги и аниме – японцы! Представляете? Самые настоящие японцы с японским менталитетом, особенностями поведения и прочее. Вот фигли судить о них в отрыве от Японии и её культуры?
Недавно обратил внимание, что гордые герои как-то не особо любимы руфандомом. Если честно, то меня это удивляет. Обычно нам нравится в героях то, что нравится в нас самих, и с этой точки зрения…. ситуация выглядит печально. Впрочем, я хотел поговорить об Исиде младшем.
Итак, обычные обвинения в его адрес: слишком гордый, слишком пафосен, слишком мало чувств и общечеловеческих ценностей. Лады, начнём по порядку.
Мне вообще не совсем понятно, как можно быть слишком гордым, ведь гордость и гордыня вещи разные. В Исиде именно гордость, а не гордыня. Чем одно отличается от другого? Основой. Для гордости всегда есть реальная основа. Гордиться можно только чем-то и за что-то. Гордиться тем, что «ну это же я» – невозможно. Это уже и есть гордыня.
Есть люди, которых от совершения неблаговидных поступков различной степени тяжести удерживает лишь угроза наказания, а есть те, кто просто не хочет опускаться на этот уровень. Это гордые люди, установка которых «совершать низкие поступки и преступления ниже моего достоинства». Таких людей и наказывать не надо, они сами накажут себя гораздо строже.
Исида, будучи 9-летним ребенком, стал свидетелем смерти горячо любимого деда. Что происходит дальше? Дальше Исида начинает винить в этом синигами и ненавидеть их. Это сознательно, поскольку вынести вину за собственное бессилие в тот момент ребенок просто не в состоянии в силу возраста, Исида перекладывает её на синигами, но! На подсознательном уровне он понимает, что струсил (на самом деле реально оценил свои возможности и поступил сообразно им, но чувство вины от этого меньше не становится). И вот тут происходит казнь.
Исида на протяжении 6 лет постоянно подсознательно казнит себя за «предательство». Чтобы избавиться от вины, он самостоятельно разучивает сложнейшие техники квинси. В результате Маюри называет Исиду гением. Заметьте, что больше никогда и никому за весь Блич Маюри не сказал ни одного приятного слова. Это показатель. Однако Рюукен утверждает, что у сына таланта нет.
Так как же он добился этих результатов? Чувство вины оказалось сильнее, чем отсутствие таланта. Исида казнит себя, и в попытках заглушить вину он берется за изучение техник, учёбу, шитьё, да за что угодно! Но казнь не прекращается. Одна из причин, почему Исида не завёл друзей – он не считает достойным себя. Поэтому подсознательно загружает себя выше крыши.
Исида, не будучи мазохистом, продолжает себя казнить. Ежесекундно. Он уходит из более чем обеспеченного дома, живет один на какие-то копейки (в клубе рукоделия говорили о том, что у Исиды нет мобильника из-за его бедности). Он становится главой клуба на первом году обучения. Это чтобы семпаи позволили первогодке руководить собой?! В Японии-то? Уж поверьте, на первом году обучения кохаи носят иглы старшим и покупают им попить-поесть. Да и одного умения «быстро и точно» шить маловато, чтобы признали лидером.
Бытует мнение, что Ичиго «вправил Исиде мозги». А если рассмотреть эту ситуацию подробно? Итак, злосчастная таблетка-приманка пустых. Исида подверг город опасности? Этот тактик, стратег и просто лучший ученик в параллели? Такой грубый просчет? Верится слабо, тем более что Исида говорит прямо, что пустых он сможет уничтожить сам, если Ичиго откажется. Советую обратить внимание на фразу Исиды: «Разочарование в себе убьёт тебя». Исида знает, о чём говорит, он уже 6 лет убивает себя. Те, кто читал мангу, могли заметить, что до появления меноса у Исиды совершенно отсутствующий взгляд. Каждый раз, когда Кубо показывал глаза Урью во время разговора ли, во время боя ли – глаза оставались… я не могу подобрать иного слова, кроме «мертвые». И это глаза 15-летнего мальчишки.
Да, можно было бы наплевать на чувство вины – я не виноват, я был слишком мал и слаб, да и вообще – отец сказал, что квинси больше не нужны. Но именно гордость не даёт Исиде совершить этот поступок. Гордость – это то, что управляет Исидой, не дает ему забыть свою вину, не позволяет ему простить себя. Слишком гордый, да? А кому эта гордость осложняет жизнь? Только самому Исиде. Другим он не причиняет вреда, более того, он защищает весь город в одиночку, не ожидая за это благодарности. Ему, в отличие от синигами, никто не платит за охрану и спасение душ.
Вот только пустые все прибывают и прибывают… Исида удивлён. Такого произойти не могло, приманка не настолько сильна. Тем не менее, когда пустых становится слишком много, Исида продолжает сражаться. Сражается, даже когда его руки кровоточат от перенапряжения. Это ответственность. Даже понимая, что пустые прибывают уже не из-за приманки, он продолжает сражаться. Исиде вообще все равно, по какой причине пустые прибывают – он уничтожает их уже несколько лет и собирается продолжать это и впредь. Он считает себя ответственным за жизнь каждого в городе. Обвинения Исиды в безответственности безосновательны. Он рассчитал все на несколько шагов вперёд перед тем, как раздавить приманку. Не будем говорить, кто на самом деле вызвал большую часть пустых и меноса, кто смотрел и читал – тот в курсе.
Исида продолжает сражаться искалеченными руками. Более того, даже когда Ичиго кричит «Хватит! Их слишком много!» Исида продолжает. В пылу боя Исида вспоминает об учителе. Возможно, он просто достиг предела и не может больше выносить чувства вины, а потому ищет смерти. Во всяком случае, он не просит Ичиго о помощи, более того, заранее отвергает её. Но гордость не даёт Исиде умереть так просто, он продолжает сражаться всерьез, без поддавков. Вина не отпускает даже в такой момент – казнь продолжается.
Вот тут-то Ичиго и вынуждает Исиду сражаться спиной к спине. Впервые за 6 лет Исида оказывается не один. Ичиго не «вправлял мозги Исиде», он сделал больше. Он простил Исиду, потому что сам Исида простить себя не мог. Это ловушка гордости: человек не может простить себя сам, не ищет себе оправдания. Гордый человек не нуждается в поддержке, он нуждается в прощении, иначе его наказание не кончится никогда.
Облегчение от прощения оказывается настолько велико, что Исида плачет. Японец плачет на виду у других людей. Думаю, не надо объяснять, что это значит. А теперь деталь – квинси плачет на виду у синигами, которому заявил о своей ненависти и с которым минуту назад сражался спина к спине