Я не очень люблю, когда говорят «достоинства и недостатки» о материалах подобного типа. Потому что у них нет недостатков, а есть особенности, которые необходимо учитывать. «Недостаток» материала – это когда мастер пихает его не туда или использует не там. Поэтому будет «Об особенностях различных нитей в рукоделии».
Итак, есть разные виды нитей: натуральные, синтетические, мононити и лески, металлизированные и армированные.
Натуральные.
Хлопок можно использовать только в одном случае – вы плетете кружево с вплетенным бисером или бусинами. Хлопок слишком легко перетирается, поэтому для плетёных жгутов и снизок не подходит. Зато отлично подходит для вязаных, если нить довольно толстая, например ирис.
Шерсть. Туда же.
Шёлк. Для плетения бисером шёлк лучше натереть воском. Особой гладкости это не добавит – ибо шелк. Но слегка продлит срок службы цацки.
Важно:
«Люди с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото», - так говорила легендарная Коко Шанель. И она знала, о чем говорила. Но! Бижутерия это довольно хрупкая вещь, которая к тому же очень сильно завязана на моде. Бижутерия редко бывает долговечной, да и не требуется это от нее. Даже если металл не темнеет, появляются царапины, некоторые материалы тускнеют и все такое прочее. Бижутерию надо менять часто. Это данность. Так что не следует ожидать, что бижутерия прослужит столько же, сколько и золотое украшение, которое можно передавать по наследству поколениями. Хотя это не значит, что можно халтурить при изготовлении.
Продолжаем о шёлке. Бисерные косынки лучше плести именно на нём. Готовое изделие будет очень гибким, мягким и красиво ложиться складками. Управляемыми складками – это важно. Леска и мононить для этого дела не подходят – слишком жесткие. Косынка будет стоять колом, топорщиться, бисерины щериться.
А вот шарики на шелке лучше не делать – форму они держать не будут. Сравнить
Жгуты... разве что вам будет нужен очень гибкий или плоский жгут. Исключение – ндебеле и квадратный жгут (крестовое плетение). Здесь бусины/бисерины надо будет плотно подтягивать друг к другу, и так, чтобы после этого жгут оставался довольно гибким.
Синтетическая нить. Всё тоже самое для тонких нитей, за исключением того, что воск тут не просто желателен, а обязателен.
Толстая нить годится только для вязаных жгутов, натирать воском не надо.
Мононить и леска. В принципе – одно и тоже, только толщина разная. Леску лучше брать в магазинах рукоделия, а не рыболовном. Да, рыболовная крепче (хотя лично я несколько раз рвал голыми руками только в путь), но менее устойчива к истиранию, а самое главное - более жесткая и «имеет память формы» в самом негативном смысле. Размотайте рыболовную леску, и она свернется кольцами. Леска для рукоделия – будет лежать ровно, а если и станет завиваться, то недостаточно сильно, чтобы деформировать изделие.
Мононить более упругая, жесткая, как следствие – отлично держит форму. Цветочную полянку на 8 Марта я плел именно на мононити. Лежит колье хорошо, плотно обхватывает шею и – одно из несомненных достоинств – все крепления невидимы, что дает зрительную воздушность и изящество, сохраняет цвета «чистыми». Прозрачность мононити лично меня покоряет неизменно!
Шарики и «бульбочки» из бусин и бисера плетенные на леске не нуждаются в «наполнителе», они достаточно плотные, крепкие и не деформируются.
Ажурные жгуты на леске упругие на загляденье! Узлы из такого жгута будут красивые, выпуклые, но не тугие. Собственно, поэтому я и не плету слишком длинные ларианты – сложный, многосоставной узел на них смотреться не будет. Зато простые узлы предстанут во всей красе. Особенно актуально для многоцветных жгутов.
Метализированая нить. Тоньше любой проволоки и мононити, но при этом жесткая. У меня есть пара катушек, но вот пока я не пользовался, поэтому не могу сказать, в каком типе изделий она была бы наиболее предпочтительна. Но как только доберусь – сразу же скажу. Пока что мне вполне хватает синтетических, шелковых и мононитей)))