Я то, что я есть
Довожу до читабельного вида и дополняю.
Вот, немного доработал
№1Как писать НЦ?
№2 Как писать объём?
№4 Как переходить от картинки в голове к тексту
№5 Зачем нужны правила текста? Уважение к читателю
Без номераДля читателя
При написании фанфиков, по вполне очевидным причинам, этот вопрос возникает редко. Но что делать, если Вы пишите оригинальное произведение/комикс/игру? Или просто вводите своего персонажа?
Попробуем разобраться.
Итак, прежде чем описывать оригинального персонажа (или браться за любое другое дело) спросите себя… упс! Кажется, я повторяюсь. В таком случае, позвольте Вас предупредить – это словоблудие рассчитано на тех, кто уже ознакомился с моими предыдущими эссе.
В этот раз я тоже не буду оригинальничать и начну с очевидных вещей:
Во-первых, портрет не равно описание внешности. Портрет состоит из многих вещей, и внешность – лишь небольшая их часть. В понятие портрета входит еще и манера одеваться, манера поведения, манера говорить, привычки и характерные жесты. Об этих составляющих портрета героя мы поговорим позже, а пока вернёмся к внешности.
Прежде чем описывать внешность персонажа неплохо бы себе её представить. Никогда не получится ничего путного, если Вы не «видите» героя. Другими словами, внешность сначала надо продумать. Проще всего, конечно, взять за основу реального человека, так называемый прототип (на худой конец, актера, впрочем, если сильно припекло, то и герой книги/фильма/аниме сгодится). Если хотите, можете сделать набросок.
Повторяю, внешность это не всё, что Вы должны будете продумать: нужны будут и манеры, привычки, стиль одежды и любимые словечки – все то, что сделает Вашего героя выпуклым, ярким и живым.
- Что-то много всего, Лют-сан.
А Вы как думали? И нечего жаловаться! В конце концов, я никого не заставляю это читать, да и не собираюсь погребать Ввас под завалами ненужных слов, но цель имею одну – оказать Вам посильную помощь.
Вернемся к нашим баранам, то есть к героям. Вы четко себе представляете вашего героя и теперь уже можете приступать к описанию. Однако учтите, что словесное описание – это Вам не фотография. Да и вообще, Вам же надо представить героя, а не описывать подозреваемого следователю. К чему я веду? Выберите наиболее яркие черты Вашего героя.
Будет проще сделать пронумерованный список, в котором Вы определитесь для себя со степенью важности индивидуальных черт (напоминаю, что речь идет о внешности). Делать его подробным не надо, ваш список – это не описание внешности, а не более чем перечисление характерных черт (например: 1-рост; 2-цвет (длина) волос; 3- шрам, ну и т.д. 35-родинка на левой ягодице, 36-крапинки на радужке глаз). Порядок вольный. Во всяком случае, шаблон вам не нужен. Шаблон ограничит Вас, а от подачи индивидуальных черт в порядке в убывания «степени важности», Вы поможете читателю определиться с отношением к герою. Да и вообще, порядок слов несет в себе море дополнительной информации, постарайтесь это использовать.
Итак, Ваш список готов. Ура! Аплодисменты! А теперь подсчитайте количество пунктов. Сколько-сколько!! Ну и как Вы думаете, что будет с читателем, если Вы вывалите всю эту информацию сразу? Представили? Тихо-тихо, попейте водички. Ну что, полегчало?
- Лют-сан!! Это бесполезно!
Ну не стоит так категорично. Этот вопрос довольно легко уладить. Просто сократите количество пунктов. В приведенном мной списке 35 и 36 пункты явно лишние. Впрочем, я к этому еще вернусь.
- Очень хочется показать героя полностью, чтобы стоял перед читателями как живой, чтобы они видели его, словно своими собственными глазами и хочется…
Да-да, это понятно. Мне тоже такого хочется, но я знаю, что как бы подробно не описывался персонаж, читатель все равно будет видеть его по-своему. Как бы ни хотелось Вам донести свое впечатление, но мнение читателя тоже надо уважать. Оставьте простор для фантазии. Чувство меры никогда не бывает лишним. К тому же надо учитывать насколько ритм жизни ускорился за последнее столетие.
- А это тут при чем?
А при том, что сейчас человек воспринимает все по-другому! Мы живем в этом ритме. Поэтому, будьте любезны уважаемый автор, это учитывать. Вашему читателю еще надо облазить пол Интернета, просмотреть 128 серий «Ван писа» и столько же «Наруто», посмотреть новости, сходить в школу, институт, на работу, написать диплом и сходить в ночной клуб. Современный человек (за редким исключением) просто-напросто устает от длинных описаний (знаете сколько человек, читая классику, пролистывают описания природы?).
А ну-ка признайтесь, только честно, сколько раз, глянув на объем фанфика, Вы сворачивали окно (потом как-нибудь почитаю)? О да, потом Вы к нему возвращались и даже бывали довольны. Но все же не будем пугать читателя раньше времени.
А теперь, я раскрою Вам один интересный секрет. Только тихо! Внимание! Готовы? За раз надо давать не более трех черт! Иначе читатель просто-напросто запутается в подробностях и не увидит картины (в данном случае – портрета) полностью. Получится что-то смазанное и обрывочное. А, выдавая внешность вашего героя маленьким порциями, Вы сможете сохранить интерес читателя и дадите «распробовать» каждый нюанс, не заостряя на нем внимание.
Например: этот человек был высок и худ, а его острый нос и вовсе делал его похожим на флюгер.
Итак, читатель, не отвлекаясь от повествования, уже имеет некоторое представление о нашем (точнее Вашем) герое. Но если по сюжету Вам этого в данный момент мало? Ну, вот Вам просто жизненно важно указать цвет его глаз или длину волос. Что делать?
Добавляем, конечно же, Ваш, необходимый для развития художественного замысла, момент, но отделяем его хотя бы элементарным действием.
Например: этот человек был высок и худ, а его острый нос и вовсе делал его похожим на флюгер. Мужчина резко вскинул голову и, его стальные глаза опасно сверкнули (и его длинные волосы взметнулись в прохладном и влажном воздухе)
Тут главное не похоронить Вашего обаяшку под ворохом подробностей и деталей. Чувство меры – великая вещь! Помните об этом денно и нощно. Что же до 36-го пункта, то при необходимости осветите его, но только в тот момент, когда это действительно будет важным.
Второй секрет в том, что не надо описывать лицо персонажа сразу. Ежику понятно, что рано или поздно Вам надо будет описать именно лицо, но вопрос в том, КОГДА это делать. Не стоит начинать описание лица с того момента, как Вы ввели персонажа. Вначале должно быть несколько общих черт. Другими словами всё то, что было сказано в предыдущих абзацах. И только когда читатель запомнил имя и основные черты, только тогда Вы начинаете более или менее подробное описание собственно лица.
Я даже объясню, почему следует так поступать. В жизни мы запоминаем сначала имя и лицо (в любом порядке), но в реальности мы «видим» человека и «слышим», а это совсем другие органы чувств. Вы удивитесь, когда осознаете, сколько всего сразу мы замечаем и анализируем при первой же встречи с человеком. Но в тексте-то мы можем воспринимать исключительно через слова (ну и через пунктуацию). Разница, как говорится, налицо. Вот поэтому нам и надо адаптировать восприятие для текста.
Итак, когда же вводить портрет? Дождитесь перерыва в действии, когда ваши герои немного успокоятся и перестанут метаться (сражаться, влюбляться, гнаться, страдать и т.д.). Вот тогда, когда Ваш читатель слегка успокоится после драйва, Вы и дадите ему возможность не спеша рассмотреть вашего героя поближе. Описывая лицо, придерживаться правила «три черты» будет сложновато, а местами и просто невозможно. Но не стоит переживать, к этому времени читатель уже будет иметь некоторое представление о Вашем герое. Однако снова напомню Вам о чувстве меры.
- Ну а слова-то какие использовать? Трудно, знаете ли, Лют-сан, найти новые выражения, а от «резких, словно вырубленных, черт лица» уже оскомина!
Вот тут трудно не согласиться. В самом деле, сколько существует слов для описания, скажем, волевого подбородка? Мда… хиловат списочек-то. И чё делать? Для начала прочтите ещё раз пару последних абзацев. Правильно! Чувство меры. Вам абсолютно не надо описывать каждый прыщ или морщину. Для начала определитесь, насколько важен подбородок вашего героя. Важен? Пишите! Для примера опишу тут светлый лик Кен-чана (Блич): «Лицо под безумной остроконечной прической с бубенчиками узкое, длинное, перечеркнутое шрамом и повязкой, но и без этих украшений оно вызывает ощущение опасности и дикой силы. И бежать хочется и понимаешь, что нифига не сбежишь от этого типа, а единственный глаз смотрит жестко и испытывающее. Крупный рот растянут даже не в улыбке – оскале, хищном, по-акульи голодном и жутком». В данном примере осознанно нагромоздили такое жуткое количество эпитетов. Цель у этого безобразия лишь одна – показать, что вполне можно обойтись без «резких, словно вырубленных, черт лица». У автора сего опуса вообще болезнь «сократить текст до минимума», дабы не утомлять зрение читателя безумным количеством буковок.
Однако, как Вы заметили, тут самой внешности уделено неприлично мало места, а основной пласт занимает впечатление от лица Кенпачи. Это тоже очень действенный прием, советую взять на вооружение.
Ещё один момент относительно приведенного мной примера. Кен-чан груб и дик, поэтому и слова подобранны такие (одно только «нифига» чего стоит). Описывая же, скажем, Фая (Цубасса) следует употреблять слова и выражения вроде «чертики в глазах», «овал лица», «взирает», «улыбка» вместо «губы», «взгляд» (вместо Кен-чанова «смотрит»). Кстати, в описание этого персонажа равно имеют право на существования «изящен» и «тощий» (а ведь как разняться по настроению эти два слова).
Выбор слов всегда за Вами, ну а «резкие черты лица» вполне можно заменить «лишен картинной слащавости». В самом деле, кто мешает плясать от противного?
Снова напомню о том, что жанр, в котором Вы работаете – это Ваше дополнительное средство выражения. Но не забывайте, что жанр не только помощник, но и ограничитель в выборе слов и фразеологизмов. Юмор великая сила, с его помощью Вы добавите свежую нотку в Ваше повествование, и четко дадите понять свое (или желательное) отношение к герою, но все же учитывайте, что в атмосферном произведении юмор может оказаться лишним. Так же дозировано следует использовать и пафос.
Ещё очень неплохо использовать вольные цитаты песен и стихов, желательно известных. Например, «А нюх как у собаки, а глаз как у орла!». Думаю не надо объяснять, что тут скорей всего стёб? Классика жанра, так сказать. Других примеров приводить не буду, так как Вам будет проще искать цитаты без оглядки на сей околонаучный труд.
Ещё один момент. Одежда. Да-да, это тоже входит во «внешность» героя. Все читали «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких? Если нет, то напоминаю о моменте, когда герой попал в мир книг и встретил несколько человек одетых, скажем так, не стандартно. Например, пиджак на голое тело. Вина за сие безобразие лежала на авторах, которые описывали героев в стиле: «К нему подошёл человек в ярком галстуке и с моноклем». Вот и расхаживали герои в таком виде.
Что делать в этом случае. Начнём с того, что, описав мир и время, Вы уже даете некоторые предпосылки, которые в голове читателя сложатся в некий шаблон. Читатель уже не будет ожидать в, скажем, средневековье узреть пиджак или миниюбку. Вы можете использовать этот момент, например, для таких моментов: в современном мире проходит маскарад, в этом случае костюмы второстепенных героев могут быть описаны общими словами «костюм средневекового менестреля», «платье в стиле ампир» и так далее. Кстати, о второстепенных героях. Как я уже говорил в прошлых беседах – не стоит пренебрегать второстепенными персонажами. Даже у них должно быть лицо. Одежда, впрочем, тоже.
Итак, одежда героя. Лучше описывать манеру одеваться, чем каждый раз описывать костюм от ботинок до шляпы. Да, при первом подробном знакомстве, Вы опишите более или менее подробно, но при следующих появлениях героя, вполне достаточно выделить характеризующие детали. Например, Ваш герой богат, вот и пусть при энном его появлении на сцене солнечный блик скользнёт по золотой булавке для галстука или запонке. Вы выделите и достаток, и характер героя таким небольшим уточнением.
Ещё один момент. Одежда мужчин и женщин описывается по-разному. Наряд женщины следует описывать более подробно.
- Лют-сан, а стоит ли описывать внешность всем известных персонажей?
Смотря для чего Вы это делаете. Если для того, чтобы познакомить читателя с тем, с кем они и без вас хорошо знакомы, то совершенно очевидно, что не стоит. Но если Вы хотите представить героя другим персонажам, то это вполне оправданно. Кроме того, описание внешности Вы можете использовать для того, чтобы таким неявным способам донести до читателя какую-то свою мысль или намекнуть на то, что творится у героя внутри. Вариантов много. Очень много всего можно сказать, не говоря напрямую.
Теперь рассмотрим другие составляющие портрета. Манера поведения. Тут даже особо говорить не надо, достаточно сказать всего три слова «капитан Джек Воробей». Думаю, всё ясно. Уверен, что большинство вспомнили не подведённые глаза и треуголку, а оттопыренные, словно у запечённой куропатки, руки.
Манера говорить. Очень важная составляющая. И очень сложная для автора. Характер героя всегда виден через его речь. Не может интеллигент «ботать по фене», а рыцарь использовать с разговоре тригометрические термины. Если герой сноб, то его речь напыщенна, если куртизанка, то – фривольная. Герой может пользоваться определёнными словечками или выражениями. Ах да! Ваши герои могут лгать, изворачиваться, а то и вовсе молчать. Не забывайте об этом.
Ещё один момент. Диалог. Некоторые писатели умудряются оформить диалог едва ли не в драматургической манере. Я имею в виду то, что выглядит вот так:
- Привет.
- Привет.
- Как дела?
- Никак. А ты, я слышал, получил наследство.
- Врут!
На третьей строчке у читателя едет крыша, в попытке разобраться, кто что говорит. Разбавлять местоимениями для указания, где чья реплика тоже не стоит. От бесконечных: «он сказал, а она ответила», - читатель страдает ничуть не меньше. С местоимениями вообще надо очень аккуратно. В идеале пользоваться ими тогда, когда герой на время оказался в одиночестве. Но и тут будьте внимательными, поскольку в русском языке местоимение привязывается не к предмету разговора, а к последнему существительному. Постарайтесь проследить за тем, чтобы у вас внезапно не начал расхаживать по комнате предмет обстановки или, скажем, лунный свет.
Итак, оформление диалога.
- Привет, - А вскинул руку, привлекая внимание приятеля.
- Привет, - мрачно буркнул в ответ Б.
- Как дела? – А, казалось, не заметил враждебного отношения.
- Никак. А ты, я слышал, получил наследство, – в голосе говорившего слышалась неприкрытая зависть.
- Врут! - весело рассмеялся А и похлопал Б по плечу.
Как видите, таким нехитрым способом можно чётко разграничить речь персонажей и дать массу дополнительной информации о характерах и взаимоотношений героев, да ещё и повествование сделали живым и выпуклым.
Просто ярко представьте себе Вашего героя, и у вас все получится.
Вот, немного доработал
№1Как писать НЦ?
№2 Как писать объём?
№4 Как переходить от картинки в голове к тексту
№5 Зачем нужны правила текста? Уважение к читателю
Без номераДля читателя
Портрет
Как описывать внешность героев.
При написании фанфиков, по вполне очевидным причинам, этот вопрос возникает редко. Но что делать, если Вы пишите оригинальное произведение/комикс/игру? Или просто вводите своего персонажа?
Попробуем разобраться.
Итак, прежде чем описывать оригинального персонажа (или браться за любое другое дело) спросите себя… упс! Кажется, я повторяюсь. В таком случае, позвольте Вас предупредить – это словоблудие рассчитано на тех, кто уже ознакомился с моими предыдущими эссе.
В этот раз я тоже не буду оригинальничать и начну с очевидных вещей:
Во-первых, портрет не равно описание внешности. Портрет состоит из многих вещей, и внешность – лишь небольшая их часть. В понятие портрета входит еще и манера одеваться, манера поведения, манера говорить, привычки и характерные жесты. Об этих составляющих портрета героя мы поговорим позже, а пока вернёмся к внешности.
Прежде чем описывать внешность персонажа неплохо бы себе её представить. Никогда не получится ничего путного, если Вы не «видите» героя. Другими словами, внешность сначала надо продумать. Проще всего, конечно, взять за основу реального человека, так называемый прототип (на худой конец, актера, впрочем, если сильно припекло, то и герой книги/фильма/аниме сгодится). Если хотите, можете сделать набросок.
Повторяю, внешность это не всё, что Вы должны будете продумать: нужны будут и манеры, привычки, стиль одежды и любимые словечки – все то, что сделает Вашего героя выпуклым, ярким и живым.
- Что-то много всего, Лют-сан.
А Вы как думали? И нечего жаловаться! В конце концов, я никого не заставляю это читать, да и не собираюсь погребать Ввас под завалами ненужных слов, но цель имею одну – оказать Вам посильную помощь.
Вернемся к нашим баранам, то есть к героям. Вы четко себе представляете вашего героя и теперь уже можете приступать к описанию. Однако учтите, что словесное описание – это Вам не фотография. Да и вообще, Вам же надо представить героя, а не описывать подозреваемого следователю. К чему я веду? Выберите наиболее яркие черты Вашего героя.
Будет проще сделать пронумерованный список, в котором Вы определитесь для себя со степенью важности индивидуальных черт (напоминаю, что речь идет о внешности). Делать его подробным не надо, ваш список – это не описание внешности, а не более чем перечисление характерных черт (например: 1-рост; 2-цвет (длина) волос; 3- шрам, ну и т.д. 35-родинка на левой ягодице, 36-крапинки на радужке глаз). Порядок вольный. Во всяком случае, шаблон вам не нужен. Шаблон ограничит Вас, а от подачи индивидуальных черт в порядке в убывания «степени важности», Вы поможете читателю определиться с отношением к герою. Да и вообще, порядок слов несет в себе море дополнительной информации, постарайтесь это использовать.
Итак, Ваш список готов. Ура! Аплодисменты! А теперь подсчитайте количество пунктов. Сколько-сколько!! Ну и как Вы думаете, что будет с читателем, если Вы вывалите всю эту информацию сразу? Представили? Тихо-тихо, попейте водички. Ну что, полегчало?
- Лют-сан!! Это бесполезно!
Ну не стоит так категорично. Этот вопрос довольно легко уладить. Просто сократите количество пунктов. В приведенном мной списке 35 и 36 пункты явно лишние. Впрочем, я к этому еще вернусь.
- Очень хочется показать героя полностью, чтобы стоял перед читателями как живой, чтобы они видели его, словно своими собственными глазами и хочется…
Да-да, это понятно. Мне тоже такого хочется, но я знаю, что как бы подробно не описывался персонаж, читатель все равно будет видеть его по-своему. Как бы ни хотелось Вам донести свое впечатление, но мнение читателя тоже надо уважать. Оставьте простор для фантазии. Чувство меры никогда не бывает лишним. К тому же надо учитывать насколько ритм жизни ускорился за последнее столетие.
- А это тут при чем?
А при том, что сейчас человек воспринимает все по-другому! Мы живем в этом ритме. Поэтому, будьте любезны уважаемый автор, это учитывать. Вашему читателю еще надо облазить пол Интернета, просмотреть 128 серий «Ван писа» и столько же «Наруто», посмотреть новости, сходить в школу, институт, на работу, написать диплом и сходить в ночной клуб. Современный человек (за редким исключением) просто-напросто устает от длинных описаний (знаете сколько человек, читая классику, пролистывают описания природы?).
А ну-ка признайтесь, только честно, сколько раз, глянув на объем фанфика, Вы сворачивали окно (потом как-нибудь почитаю)? О да, потом Вы к нему возвращались и даже бывали довольны. Но все же не будем пугать читателя раньше времени.
А теперь, я раскрою Вам один интересный секрет. Только тихо! Внимание! Готовы? За раз надо давать не более трех черт! Иначе читатель просто-напросто запутается в подробностях и не увидит картины (в данном случае – портрета) полностью. Получится что-то смазанное и обрывочное. А, выдавая внешность вашего героя маленьким порциями, Вы сможете сохранить интерес читателя и дадите «распробовать» каждый нюанс, не заостряя на нем внимание.
Например: этот человек был высок и худ, а его острый нос и вовсе делал его похожим на флюгер.
Итак, читатель, не отвлекаясь от повествования, уже имеет некоторое представление о нашем (точнее Вашем) герое. Но если по сюжету Вам этого в данный момент мало? Ну, вот Вам просто жизненно важно указать цвет его глаз или длину волос. Что делать?
Добавляем, конечно же, Ваш, необходимый для развития художественного замысла, момент, но отделяем его хотя бы элементарным действием.
Например: этот человек был высок и худ, а его острый нос и вовсе делал его похожим на флюгер. Мужчина резко вскинул голову и, его стальные глаза опасно сверкнули (и его длинные волосы взметнулись в прохладном и влажном воздухе)
Тут главное не похоронить Вашего обаяшку под ворохом подробностей и деталей. Чувство меры – великая вещь! Помните об этом денно и нощно. Что же до 36-го пункта, то при необходимости осветите его, но только в тот момент, когда это действительно будет важным.
Второй секрет в том, что не надо описывать лицо персонажа сразу. Ежику понятно, что рано или поздно Вам надо будет описать именно лицо, но вопрос в том, КОГДА это делать. Не стоит начинать описание лица с того момента, как Вы ввели персонажа. Вначале должно быть несколько общих черт. Другими словами всё то, что было сказано в предыдущих абзацах. И только когда читатель запомнил имя и основные черты, только тогда Вы начинаете более или менее подробное описание собственно лица.
Я даже объясню, почему следует так поступать. В жизни мы запоминаем сначала имя и лицо (в любом порядке), но в реальности мы «видим» человека и «слышим», а это совсем другие органы чувств. Вы удивитесь, когда осознаете, сколько всего сразу мы замечаем и анализируем при первой же встречи с человеком. Но в тексте-то мы можем воспринимать исключительно через слова (ну и через пунктуацию). Разница, как говорится, налицо. Вот поэтому нам и надо адаптировать восприятие для текста.
Итак, когда же вводить портрет? Дождитесь перерыва в действии, когда ваши герои немного успокоятся и перестанут метаться (сражаться, влюбляться, гнаться, страдать и т.д.). Вот тогда, когда Ваш читатель слегка успокоится после драйва, Вы и дадите ему возможность не спеша рассмотреть вашего героя поближе. Описывая лицо, придерживаться правила «три черты» будет сложновато, а местами и просто невозможно. Но не стоит переживать, к этому времени читатель уже будет иметь некоторое представление о Вашем герое. Однако снова напомню Вам о чувстве меры.
- Ну а слова-то какие использовать? Трудно, знаете ли, Лют-сан, найти новые выражения, а от «резких, словно вырубленных, черт лица» уже оскомина!
Вот тут трудно не согласиться. В самом деле, сколько существует слов для описания, скажем, волевого подбородка? Мда… хиловат списочек-то. И чё делать? Для начала прочтите ещё раз пару последних абзацев. Правильно! Чувство меры. Вам абсолютно не надо описывать каждый прыщ или морщину. Для начала определитесь, насколько важен подбородок вашего героя. Важен? Пишите! Для примера опишу тут светлый лик Кен-чана (Блич): «Лицо под безумной остроконечной прической с бубенчиками узкое, длинное, перечеркнутое шрамом и повязкой, но и без этих украшений оно вызывает ощущение опасности и дикой силы. И бежать хочется и понимаешь, что нифига не сбежишь от этого типа, а единственный глаз смотрит жестко и испытывающее. Крупный рот растянут даже не в улыбке – оскале, хищном, по-акульи голодном и жутком». В данном примере осознанно нагромоздили такое жуткое количество эпитетов. Цель у этого безобразия лишь одна – показать, что вполне можно обойтись без «резких, словно вырубленных, черт лица». У автора сего опуса вообще болезнь «сократить текст до минимума», дабы не утомлять зрение читателя безумным количеством буковок.
Однако, как Вы заметили, тут самой внешности уделено неприлично мало места, а основной пласт занимает впечатление от лица Кенпачи. Это тоже очень действенный прием, советую взять на вооружение.
Ещё один момент относительно приведенного мной примера. Кен-чан груб и дик, поэтому и слова подобранны такие (одно только «нифига» чего стоит). Описывая же, скажем, Фая (Цубасса) следует употреблять слова и выражения вроде «чертики в глазах», «овал лица», «взирает», «улыбка» вместо «губы», «взгляд» (вместо Кен-чанова «смотрит»). Кстати, в описание этого персонажа равно имеют право на существования «изящен» и «тощий» (а ведь как разняться по настроению эти два слова).
Выбор слов всегда за Вами, ну а «резкие черты лица» вполне можно заменить «лишен картинной слащавости». В самом деле, кто мешает плясать от противного?
Снова напомню о том, что жанр, в котором Вы работаете – это Ваше дополнительное средство выражения. Но не забывайте, что жанр не только помощник, но и ограничитель в выборе слов и фразеологизмов. Юмор великая сила, с его помощью Вы добавите свежую нотку в Ваше повествование, и четко дадите понять свое (или желательное) отношение к герою, но все же учитывайте, что в атмосферном произведении юмор может оказаться лишним. Так же дозировано следует использовать и пафос.
Ещё очень неплохо использовать вольные цитаты песен и стихов, желательно известных. Например, «А нюх как у собаки, а глаз как у орла!». Думаю не надо объяснять, что тут скорей всего стёб? Классика жанра, так сказать. Других примеров приводить не буду, так как Вам будет проще искать цитаты без оглядки на сей околонаучный труд.
Ещё один момент. Одежда. Да-да, это тоже входит во «внешность» героя. Все читали «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких? Если нет, то напоминаю о моменте, когда герой попал в мир книг и встретил несколько человек одетых, скажем так, не стандартно. Например, пиджак на голое тело. Вина за сие безобразие лежала на авторах, которые описывали героев в стиле: «К нему подошёл человек в ярком галстуке и с моноклем». Вот и расхаживали герои в таком виде.
Что делать в этом случае. Начнём с того, что, описав мир и время, Вы уже даете некоторые предпосылки, которые в голове читателя сложатся в некий шаблон. Читатель уже не будет ожидать в, скажем, средневековье узреть пиджак или миниюбку. Вы можете использовать этот момент, например, для таких моментов: в современном мире проходит маскарад, в этом случае костюмы второстепенных героев могут быть описаны общими словами «костюм средневекового менестреля», «платье в стиле ампир» и так далее. Кстати, о второстепенных героях. Как я уже говорил в прошлых беседах – не стоит пренебрегать второстепенными персонажами. Даже у них должно быть лицо. Одежда, впрочем, тоже.
Итак, одежда героя. Лучше описывать манеру одеваться, чем каждый раз описывать костюм от ботинок до шляпы. Да, при первом подробном знакомстве, Вы опишите более или менее подробно, но при следующих появлениях героя, вполне достаточно выделить характеризующие детали. Например, Ваш герой богат, вот и пусть при энном его появлении на сцене солнечный блик скользнёт по золотой булавке для галстука или запонке. Вы выделите и достаток, и характер героя таким небольшим уточнением.
Ещё один момент. Одежда мужчин и женщин описывается по-разному. Наряд женщины следует описывать более подробно.
- Лют-сан, а стоит ли описывать внешность всем известных персонажей?
Смотря для чего Вы это делаете. Если для того, чтобы познакомить читателя с тем, с кем они и без вас хорошо знакомы, то совершенно очевидно, что не стоит. Но если Вы хотите представить героя другим персонажам, то это вполне оправданно. Кроме того, описание внешности Вы можете использовать для того, чтобы таким неявным способам донести до читателя какую-то свою мысль или намекнуть на то, что творится у героя внутри. Вариантов много. Очень много всего можно сказать, не говоря напрямую.
Теперь рассмотрим другие составляющие портрета. Манера поведения. Тут даже особо говорить не надо, достаточно сказать всего три слова «капитан Джек Воробей». Думаю, всё ясно. Уверен, что большинство вспомнили не подведённые глаза и треуголку, а оттопыренные, словно у запечённой куропатки, руки.
Манера говорить. Очень важная составляющая. И очень сложная для автора. Характер героя всегда виден через его речь. Не может интеллигент «ботать по фене», а рыцарь использовать с разговоре тригометрические термины. Если герой сноб, то его речь напыщенна, если куртизанка, то – фривольная. Герой может пользоваться определёнными словечками или выражениями. Ах да! Ваши герои могут лгать, изворачиваться, а то и вовсе молчать. Не забывайте об этом.
Ещё один момент. Диалог. Некоторые писатели умудряются оформить диалог едва ли не в драматургической манере. Я имею в виду то, что выглядит вот так:
- Привет.
- Привет.
- Как дела?
- Никак. А ты, я слышал, получил наследство.
- Врут!
На третьей строчке у читателя едет крыша, в попытке разобраться, кто что говорит. Разбавлять местоимениями для указания, где чья реплика тоже не стоит. От бесконечных: «он сказал, а она ответила», - читатель страдает ничуть не меньше. С местоимениями вообще надо очень аккуратно. В идеале пользоваться ими тогда, когда герой на время оказался в одиночестве. Но и тут будьте внимательными, поскольку в русском языке местоимение привязывается не к предмету разговора, а к последнему существительному. Постарайтесь проследить за тем, чтобы у вас внезапно не начал расхаживать по комнате предмет обстановки или, скажем, лунный свет.
Итак, оформление диалога.
- Привет, - А вскинул руку, привлекая внимание приятеля.
- Привет, - мрачно буркнул в ответ Б.
- Как дела? – А, казалось, не заметил враждебного отношения.
- Никак. А ты, я слышал, получил наследство, – в голосе говорившего слышалась неприкрытая зависть.
- Врут! - весело рассмеялся А и похлопал Б по плечу.
Как видите, таким нехитрым способом можно чётко разграничить речь персонажей и дать массу дополнительной информации о характерах и взаимоотношений героев, да ещё и повествование сделали живым и выпуклым.
Просто ярко представьте себе Вашего героя, и у вас все получится.
@темы: " Эссе "
я на вас немного обиделась, сейчас перегорела и мне стыдно)))) так что простите
Ками-сама! Да за что? *лихорадочно вспоминает, что натворила*
Вроде бы я об этом писала в эссе про НЦу, а повторяться не хотелось. Но все равно спасибо, что дополнила.
Не знаю, еде я наступила на любимую мозоль, но в любом случае, извини, обижать я точно никого не хотела, а тебя в особенности.
я просто про НЦу еще твою статью не читала. Здесь согласна. Хотя я бы добавила еще пункт о второстепенных героях. Они ни в коем случае не должны быть безликими, но внешность их нужно описывать всего лишь несколькими штрихами. Поэтому тут эпитеты должны быть особенно точными. И еще, описывая ГГ-мужчину, ИМХО, нужно меньше внимания уделять одежде, например:"На нем был элегантный серый костюм". Или "Галстук совсем не подходил к его рубашке". А вот описывая ГГ-женщину, можно слегка расширить описание гардероба. Но все равно желательно, чтобы оно поместились в одно предложение. Ее шелковое голубое платье идеально подходило к глазам, а легкие белые балетки подчеркивали изящество ножки. Ну это все ИМХа, разумеется
Так баловство и борьба с неписцом.
отличная борьба с неписцом, заодно и друзьям-фикрайтерам помощь.
имею в виду, что меня заставляли в детстве описывать прохожих (это типа игра была), а когда я рассказывала,тетка верила, а мать нет. Была маленькая, но врезалось по самое не могу.
Портрет или есть в голове или его нет.
С Муросаном прояснилось где-то на второй день после воплей)))
ну я тоже почти никогда так не делаю, но иногда это помогает))) а потом — описание прохожих нужно для второстепенных персонажей)))) у меня вот специальный блокнотик есть, а бывает погуляю, увижу какую-нить личность колоритную и опишу кратко)))) и знаешь, пригождается иногда
Портрет или есть в голове или его нет.
это верно))) но лучше когда есть
С Муросаном прояснилось где-то на второй день после воплей)))
не желал позировать?
Просто я не знала как их с Когой внешне (т.е. в тексте) разграничить. В голове то они разграничены)))
Пойди посмотри на результат. Так — все что я могу.
Лускиния Хафез
под катом вот оно:
Он только начался.
Первый сезон это такое "время отцов", но тоже очень интересная история