Я то, что я есть
30.05.2013 в 21:22
Пишет Санди Зырянова:Возвращенная Россия: волшебные звери и птицы
Славяне, как и многие другие народы, прошли через тотемические представления. Многие русские фамилии восходят к древнейшим дохристианским верованиям о звере-первопредке: Зайцев, Белкин, Волков, Конев... Русские легенды пестрят "звериной" символикой.
Много про волшебных зверейВ деревнях еще недавно проводили обряд изгнания коршуна или ястреба. Поверхностное значение этого магического обряда - защита домашней птицы от хищников. Более глубинное - от человеческого жилья символически отгоняли внезапную смерть. Ястреб и коршун в сказках иногда взаимозаменяемы, но ястреб чаще бывает символом стремительных атак, а коршун - коварства.
Хищники часто имели двойственное значение. Особо выделяется Волк. Это - животное Даждьбога, то есть бога - подателя благ. Если верить Геродоту, древние славяне в определенные дни (на Ивана Купала) превращались в волков. Возможно, имеются в виду магические воинские обряды, во время которых молодые воины надевали волчьи шкуры. Волк считался божеством вроде синигами или дантова Вергилия - проводником живых душ по магическим пространствам; в жертву божественному Волку приносились кони или домашняя скотина. Также Волк связывался с царством смерти. Это животное, одновременно и хранитель, и прорицатель беды, считалось невежливым называть по имени, поэтому славяне звали его "серым" или "лютым".
Самое почитаемое среди русских животных - медведь. Первоначальное название этого зверя, "бер", забылось, само слово "медведь" - "ведающий, где мед" - сперва использовалось как замена настоящего имени. Сохранилось оно лишь как часть слова "берлога". Другие имена мы знаем: косолапый, косматый, черный зверь, ломыга. Медведь считается зверем Велеса - "скотьего бога", бога плодородия и благосостояния, покровителя домашнего скота. Он также почитался как лесной хозяин.
И с волком, и с медведем связаны поверья об оборотничестве. Но в волка мог превратиться колдун - воткнет нож в пень и бегает в волчьей шкуре, пока нож торчит. С медведем ситуация обратная: самые могущественные медведи могли оборачиваться людьми. Медведь считался тотемным животным всей Древней Руси.
Интересные поверья связаны с сороками. Сороки в сказках обычно - болтуньи, сплетницы. Но то в детских сказках, а в верованиях сорока - животное ведьмы; ведьма может, обернувшись сорокой, творить мелкие пакости (выдаивать коров, воровать сыр, наводить порчу). Сорока-вещица обычно бесхвостая, еще один ее признак - синеватый огонек. Водятся за ней штуки и пострашнее: вещица могла похитить нерожденного ребенка из чрева будущей матери. Это колдовство вещицы-ведьмы осуществляли вдвоем. Перед чарами вещицы беззащитны те, кто ложится спать не перекрестясь, без креста, без пояса; беременная должна была для обороны от вещиц носить пояс мужа.
Есть у сороки и еще одно дело - предсказывать, предвещать.
Сорока - птицы судьбы и смерти.
Может, помните Мизгиря в "Снегурочке"? Так вот, мизгирь - это древнее название паука. Мизгирь, тенетник вызывает в людях страх. В то же время паука почитают как помощника богов-сотворителей мира: он помогал соткать каркас Вселенной. Божество Бабка-Паучиха было чтимым. В ее часть названа пора, когда паутинки летят по воздуху, - бабье лето.
Про Финиста - Ясна Сокола слыхали все, но вообще образ сокола в мифах славян редкий. Чаще он употребляется в былинах как эпитет для образа богатыря - смелого, красивого, сильного и т.п.
Могущественной богине Макоши - покровительнице семьи и благосостояния - была посвящена лисица. В то же время лису считали и вестницей Мары - божества зимы и смерти.
Неоднозначен образ зайца. Труслив? Наши предки отмечали иные качества. Заяц почитался как хитрое, плодовитое, быстрое животное. Он был посвящен Яриле - солнечному богу. Также зайца связывали с молниями.
Особое отношение к мыши. Мышь тоже была посвящена Макоши, но однозначно считалась животным темной стороны, ее звали "плюгавкой", "гнусью", "поганкой" и даже "гад" (помните, в одной из русских сказок злая дочка называет ее "гадой", а добрая - угощает кашкой?) Мышь изгрызла одежду - к несчастью. А вот доесть еду за мышью - к укреплению зубов. В мыши славяне видели символ прожорливости, похотливости; почитали в ней духов умершего человека. Если мыши покидали дом - значит, стоять дому недолго. Божественную мышь просили об укреплении зубов, мужской силе, приплоде в стаде и рождении здоровых детей. Убить мышь - к несчастью. Мыши символизировали призраков, любовников и дурные вести.
Перун - бог воинов и грозы. Ему был посвящен Кабан. Это символ многогранный: с одной стороны - силы и доблести, с другой - нечистоты, разврата, жестокости, а также алчности. Часто образ кабана связывался с миром смерти, с темной стороной. Существует много преданий о превращении злых и жадных людей в свиней, об одержимости свиней демонами. В то же время грозовые тучи связывались с божественным Вепрем: клыки - молнии, золотая щетина - освещенный солнцем край тучи.
По-разному оценивали кошку и кота. Кошка - символ женского начала. Она - животное Берегинь, воплощение домашнего уюта и благополучия. Кот же - символ мужской силы и свободолюбия (интересно, что он таков почти во всех европейских мифологиях). Кошка считалась любимым зверем Домового. Черный кот считался ездовым животным ведьмы, наряду с козлом. Убить кота - семь лет счастья не знать. Если кошка перепрыгнет через мертвеца, он обязательно станет вампиром. Верили наши предки и в кошек-оборотней - кошколаков.
И, наконец, конь. У славян это - одно из самых любимых и почитаемых животных. Конь посвящен Яриле: солнечную колесницу влекли три коня. Белые и рыжие кони - посланники солнечного света. Денница (Утренняя звезда, Венера) - ведет за собой белых коней и разгоняет нечисть. Изображения коней отгоняли злых духов от жилища. Ночной же конь - вороной. Помните, в сказке о Василисе Прекрасной незнакомцы, встречавшиеся героине, были кто на белом, кто на красном, а кто на черном коне? Млечный Путь - это пролившееся молоко небесной кобылы. Все части конской сбруи были оберегами, причем из самых сильных. В то же время на вороном коне разъезжала сама Смерть. Образ огнедышащего коня - символ преисподней. У каждого капища были священные кони; усмирение дикого коня считалось символическим покорением природы.
URL записиСлавяне, как и многие другие народы, прошли через тотемические представления. Многие русские фамилии восходят к древнейшим дохристианским верованиям о звере-первопредке: Зайцев, Белкин, Волков, Конев... Русские легенды пестрят "звериной" символикой.
Много про волшебных зверейВ деревнях еще недавно проводили обряд изгнания коршуна или ястреба. Поверхностное значение этого магического обряда - защита домашней птицы от хищников. Более глубинное - от человеческого жилья символически отгоняли внезапную смерть. Ястреб и коршун в сказках иногда взаимозаменяемы, но ястреб чаще бывает символом стремительных атак, а коршун - коварства.
Хищники часто имели двойственное значение. Особо выделяется Волк. Это - животное Даждьбога, то есть бога - подателя благ. Если верить Геродоту, древние славяне в определенные дни (на Ивана Купала) превращались в волков. Возможно, имеются в виду магические воинские обряды, во время которых молодые воины надевали волчьи шкуры. Волк считался божеством вроде синигами или дантова Вергилия - проводником живых душ по магическим пространствам; в жертву божественному Волку приносились кони или домашняя скотина. Также Волк связывался с царством смерти. Это животное, одновременно и хранитель, и прорицатель беды, считалось невежливым называть по имени, поэтому славяне звали его "серым" или "лютым".
Самое почитаемое среди русских животных - медведь. Первоначальное название этого зверя, "бер", забылось, само слово "медведь" - "ведающий, где мед" - сперва использовалось как замена настоящего имени. Сохранилось оно лишь как часть слова "берлога". Другие имена мы знаем: косолапый, косматый, черный зверь, ломыга. Медведь считается зверем Велеса - "скотьего бога", бога плодородия и благосостояния, покровителя домашнего скота. Он также почитался как лесной хозяин.
И с волком, и с медведем связаны поверья об оборотничестве. Но в волка мог превратиться колдун - воткнет нож в пень и бегает в волчьей шкуре, пока нож торчит. С медведем ситуация обратная: самые могущественные медведи могли оборачиваться людьми. Медведь считался тотемным животным всей Древней Руси.
Интересные поверья связаны с сороками. Сороки в сказках обычно - болтуньи, сплетницы. Но то в детских сказках, а в верованиях сорока - животное ведьмы; ведьма может, обернувшись сорокой, творить мелкие пакости (выдаивать коров, воровать сыр, наводить порчу). Сорока-вещица обычно бесхвостая, еще один ее признак - синеватый огонек. Водятся за ней штуки и пострашнее: вещица могла похитить нерожденного ребенка из чрева будущей матери. Это колдовство вещицы-ведьмы осуществляли вдвоем. Перед чарами вещицы беззащитны те, кто ложится спать не перекрестясь, без креста, без пояса; беременная должна была для обороны от вещиц носить пояс мужа.
Есть у сороки и еще одно дело - предсказывать, предвещать.
Сорока - птицы судьбы и смерти.
Может, помните Мизгиря в "Снегурочке"? Так вот, мизгирь - это древнее название паука. Мизгирь, тенетник вызывает в людях страх. В то же время паука почитают как помощника богов-сотворителей мира: он помогал соткать каркас Вселенной. Божество Бабка-Паучиха было чтимым. В ее часть названа пора, когда паутинки летят по воздуху, - бабье лето.
Про Финиста - Ясна Сокола слыхали все, но вообще образ сокола в мифах славян редкий. Чаще он употребляется в былинах как эпитет для образа богатыря - смелого, красивого, сильного и т.п.
Могущественной богине Макоши - покровительнице семьи и благосостояния - была посвящена лисица. В то же время лису считали и вестницей Мары - божества зимы и смерти.
Неоднозначен образ зайца. Труслив? Наши предки отмечали иные качества. Заяц почитался как хитрое, плодовитое, быстрое животное. Он был посвящен Яриле - солнечному богу. Также зайца связывали с молниями.
Особое отношение к мыши. Мышь тоже была посвящена Макоши, но однозначно считалась животным темной стороны, ее звали "плюгавкой", "гнусью", "поганкой" и даже "гад" (помните, в одной из русских сказок злая дочка называет ее "гадой", а добрая - угощает кашкой?) Мышь изгрызла одежду - к несчастью. А вот доесть еду за мышью - к укреплению зубов. В мыши славяне видели символ прожорливости, похотливости; почитали в ней духов умершего человека. Если мыши покидали дом - значит, стоять дому недолго. Божественную мышь просили об укреплении зубов, мужской силе, приплоде в стаде и рождении здоровых детей. Убить мышь - к несчастью. Мыши символизировали призраков, любовников и дурные вести.
Перун - бог воинов и грозы. Ему был посвящен Кабан. Это символ многогранный: с одной стороны - силы и доблести, с другой - нечистоты, разврата, жестокости, а также алчности. Часто образ кабана связывался с миром смерти, с темной стороной. Существует много преданий о превращении злых и жадных людей в свиней, об одержимости свиней демонами. В то же время грозовые тучи связывались с божественным Вепрем: клыки - молнии, золотая щетина - освещенный солнцем край тучи.
По-разному оценивали кошку и кота. Кошка - символ женского начала. Она - животное Берегинь, воплощение домашнего уюта и благополучия. Кот же - символ мужской силы и свободолюбия (интересно, что он таков почти во всех европейских мифологиях). Кошка считалась любимым зверем Домового. Черный кот считался ездовым животным ведьмы, наряду с козлом. Убить кота - семь лет счастья не знать. Если кошка перепрыгнет через мертвеца, он обязательно станет вампиром. Верили наши предки и в кошек-оборотней - кошколаков.
И, наконец, конь. У славян это - одно из самых любимых и почитаемых животных. Конь посвящен Яриле: солнечную колесницу влекли три коня. Белые и рыжие кони - посланники солнечного света. Денница (Утренняя звезда, Венера) - ведет за собой белых коней и разгоняет нечисть. Изображения коней отгоняли злых духов от жилища. Ночной же конь - вороной. Помните, в сказке о Василисе Прекрасной незнакомцы, встречавшиеся героине, были кто на белом, кто на красном, а кто на черном коне? Млечный Путь - это пролившееся молоко небесной кобылы. Все части конской сбруи были оберегами, причем из самых сильных. В то же время на вороном коне разъезжала сама Смерть. Образ огнедышащего коня - символ преисподней. У каждого капища были священные кони; усмирение дикого коня считалось символическим покорением природы.
@темы: "Моя Россия!"