Я то, что я есть
29.08.2018 в 11:54
Пишет maskarad pluton:ИнтересноеURL записи29.08.2018 в 01:23Пишет Меррил:
От сказочности к логике and "Курочка Ряба-2". Мир не будет прежним.URL записи
Сказковедение, сказкология и сказкословие...
Всегда найдется "на чем повеситься". (с)
Ну, мысь...погоди!"Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: "Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко, не золотое - простое!"
Вот и вся сказка.
Ничего же нельзя понять! Зачем дед с бабой золотое яичко били? Съесть, что ли, хотели? Или искали что? А отчего плакали, когда оно наконец разбилось? И чем утешительно курочкино: снесу яичко не золотое, а простое?..
По этому поводу рискну предположить: когда в советские времена принялись адаптировать народные сказки, то конкретно с этой сказкой сильно переборщили. Обкорнали так, что от нее ничего не осталось. Зато конец сказки - вполне в духе лозунга "Мир хижинам, война дворцам": простое-то яичко, знамо дело, куда как лучше золотого)))
Как проверить предположение? Только обратившись к первоисточнику. Для нас это сборник русских сказок Афанасьева. Никакой "Курочки Рябы" в нем, конечно, нет - есть просто "Курочка". И это явно та самая сказка, от которой осталась "Курочка Ряба".
У Афанасьева она приведена в двух версиях.
«Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено!
Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.
Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.
Идет просвирня, спрашивает: что они так, плачут?
Старики начали пересказывать. «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком…».
Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала.
Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал»
(Курочка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Т.1. М., 1984, с. 83).
Сказка-то оказывается - об абсурде! О том, как несоизмеримы могут быть неприятности – и человеческие реакции на них. Представители духовного сословия здесь действуют не как предмет антиклерикального осмеяния, а как носители нормы. Юмористическая ситуация возникает оттого, что мол, даже они, носители грамотности, знаний, трезвости и морали, из-за мелочи вот так разбуянились..
Версия 2.0 для полноты картины.
"Как у нашей бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула -
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Поповы дочери шли с водою,
Ушат приломали,
Попадье сказали:
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула -
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою — ушат приломали!»
Попадья квашню месила —
Все тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь...
Ведь у бабушки в задворенке
(Снова повторяется тот же рассказ.)
......... тын рассыпался;
Наши дочери шли с водой -
Ушат приломали, мне сказали;
Я тесто месила -
Все тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать —
Всю по полу разметал!"
По художественному строю это сказка-прибаутка с сюжетом "катастрофа из-за пустяка".
Понятное дело, что в сказке для советских детей никаких просвирен, дьячков и попов (если они, конечно, прямо не высмеиваются) остаться было не должно. Их и не оставили. Ну и остальное "затейство" покромсали.
И вот тут совсем непонятно: зачем до такой-то степени?! Ведь А.Н. Толстой поначалу сделал более пристойную обработку:
"Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено, –
Посадила яичко в осиное дупелко,
В кут, под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под ногами закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался,
Верх на избе зашатался…
А курочка ряба им говорит:
– Дед, не плачь, бабка, не рыдай,
Куры, не летайте,
Ворота, не скрипите, сор под порогом,
Не закуривайся,
Тын, не рассыпайся,
Верх на избе, не шатайся,
Снесу вам еще яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено,
Яичко не простое – золотое".
Видите, откуда взялось имечко Ряба? Отсюда же и курочкино утешительное слово деду с бабой. Только вот обещала она вместо простого яичка - золотое!
Если сказка «Колобок» говорит о необходимости послушания, «Курочка Ряба» - это вообще величайшая сказка, отрицающая суетную, тщетную погоню за богатством. Это были удивительные, ценные уроки, которые получал малыш.
О ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ "КУРОЧКА РЯБА"
или
Что это за беличья мышка себе позволяет?! (с)
Почему это мог снять Тарантино, что опущено цензурой и при чем тут апокалипсис. Вообще сказка куда жестче, чем мы ее знаем.
Я пишу роман. В связи с этим изучаю литературу по фольклористике, психологии и так далее. Наткнулся на забавную "расшифровку" сказки у Софьи Залмановны Агранович, земля пухом. Это дико интересно.
Итак. Курочка Ряба. Когда нам рассказывают эту сказку в детстве, мы не особо задумываемся о смысле. Но давайте хотя бы попытаемся взглянуть на действия персонажей с точки зрения логики.
ЛОГИКА?
Есть дед и баба. Курочка сносит им яйцо. Из золота. Что сделают нормальные люди, получив кусок золота? Оставят себе. Отдадут ювелиру. Продадут. Конечно, сказка сформировалась очень давно. Но если дед и баба находятся на той стадии общества, когда люди уже разводят куриц, они прекрасно понимают ценность золотого яйца.
Поехали дальше. Дед и баба пытаются разбить яйцо. У них не выходит. Но когда мышка, (случайно забежавшая в дом?), все-таки разбивает яйцо, они опечалены сверх меры. Алё, старые! Вы только что сами старались его разбить, что вас не устраивает?
Ладно. Приходит курочка и говорит, что снесет другое яйцо, нормальное. Деда и бабу захлестывают потоки счастья вплоть до множественных оргазмов. С чего вдруг? Яйцо никогда не было особенной ценностью, даже в ту пору, когда их воровали из гнезд, не говоря уже о позднейшем времени - средняя несушка дает их по штуке в день.
СКРЫТЫЕ ПОДРОБНОСТИ
Мы все читали и слышали в детстве адаптированный вариант сказки. На самом деле ее вариантов очень много, но в целом канва такая:
Во-первых, там кумулятивное построение. То есть множественные повторы, которые крутятся вокруг реакции разных персонажей на новость о разбитом яичке.
Во-вторых, в большинстве версий мир начинает реально сходить с ума. (Почему так происходит - объясню ниже). Начинается натуральный апокалипсис. Осыпается (летом) листва с деревьев. Выворачиваются заборы. В воздухе умирают птицы. Попова дочка, узнав новость о разбитом яичке, разбивает о землю ведра с водой. Ее мама, услышав от дочки страшное известие, выливает тесто, из которого собиралась делать пироги, и начинает мыть этим тестом пол. Сам поп (по сути, в древних вариантах сказки, это шаман), получает от любимой жены ласковое пожелание умереть, убившись с разбегу о косяк двери, рвет Библию и поджигает церковь.
Тогда курочка обещает снести новое золотое яичко.
- НЕ НАДА-А! - орут баба с дедом.
- Ладно-ладно, простое, - соглашается курочка. - Я шутканула.
И тут весь этот тарантиновский психоз прекращается, мир приходит в норму, все рады, что можно еще пожить.
РАСШИФРОВКА
А теперь - почему у всех поехала крыша.
Что такое яйцо?
В большинстве мифологий это символ мироздания. Красное яйцо - в цветах жизни, прекрасно пережило пришествие христианства и вписалось в Пасху, как многие языческие и до-языческие символы.
Символ - один из самых древних. Египтяне, финикийцы, индусы, китайцы, греки, финны, коренное население Америки - все эти ребята в теме. Латинское ab ovo, яйцо Леды, Уроборос, который крутится, вообще-то, вокруг яйца, шумерское "Космическое яйцо", египетское "Сияющее яйцо" и так далее. У нас буквально двести лет назад яйца еще клали на могилы. Ими до сих пор народные целительницы "снимают болезни".
Как так вышло и почему у всех одинаково?
Дело в том, что для древнего человека яйцо - ближайший пример того, как из не-живого появляется живое. А если наш мир (живой) существовал не всегда, значит, он тоже появился из чего-то неодушевленного. Вроде этих странных беленьких камешков.
Что такое золото?
Золото - это смерть. Причем значение "смерти" привязалось к золоту значительно раньше, чем за него начали убивать. Золото обозначает смерть даже в тех культурах, где особенной ценностью не является. Скажем, у ацтеков, которые очень уважали яшму, медь и серебро.
Вспомните любые золотые сказочные предметы - золотая игла, где смерть Кощеева, золотой трон Аида, золотой гусь, золотые яблочки (которые, кстати, в оригинале цитрусовые), золото Нибелунгов... Вплоть до золотого Кольца Всевластья и глаз Рейстлина все эти предметы приносили героям одни проблемы.
(Правда, есть еще золотые волосы нити и клубочки, но это тоже тема для отдельной статьи, почему они золотые).
Наш Кощей, который чахнет (подыхает) над златом - представитель огромной плеяды владык подземного мира, которые постоянно хвастаются тем, что едят, пьют и только что не спят на золоте.
Как так вышло?
Пока древние люди не умели добывать золото, они его находили. А где чаще всего можно найти золото, чтобы оно... ну просто валялось? У истока реки. А значит - что? Значит, оно вместе с рекой приплыло к нам снизу, из того мира, где, как известно, живут мертвые. Предки. Не то что бы это однозначно плохое место, кстати говоря. Это же наши предки. Они нас хранят, оберегают, советуют. Потом перерождаются, прорастая вместе с деревьями. (Еще одна отдельная тема).
До сих пор мы "стучим по дереву", чтобы наш стук отдался в корнях мирового древа. Это мы передаем им приветы "вниз", не задумываясь, сколько лет этой традиции, и от какого образа мысли идет наша покойницкая морзянка.
А теперь - что такое золотое яйцо?
Черная метка. Непонятный, но явно зловещий символ, скорее всего - предвестие скорой смерти или конца света. Вот почему баба с дедом так распереживались и пытаются от него избавиться как можно скорее. Но у них не выходит. Представляете драматизм сцены?
Кто такая мышка?
Скорее всего, мышка не мышка, а белка. У нее шансов смахнуть яйцо именно хвостом - куда больше, чем у мышки. Почему я так считаю?
А помните "Слово о Полку Игореве"? "Растекаться мысью по древу"? Не мыслью, а именно мысью. имеется в виду - "Соберемся, не надо, чтобы мысли прыгали, как белка по веткам". На момент формирования этого варианта сказки белку вполне нормально было называть "мысью", как и многих других похожих зверьков.
Знаете, кстати, где еще мы все видели эту белочку?
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки ЗОЛОТЫЕ.
Больше скажу, "белочка", которая белая горячка, стала именно белкой не просто так, а потому что такое уж у нас сознание, сформированное тысячелетиями архаичной культуры. Но это лирическое отступление.
Белка (или мышка) - это зверек-медиатор (связующее звено), который также присутствует во многих культурах, но самая известная - Рататоск из скандинавской мифологии.
Есть некое Мировое древо (во многих мифологиях, у скандинавов - Игдрассиль), в его кроне живет птица, в корнях - змей, а по стволу бегает белочка. Крона мыслится как верхний мир, корни - нижний, а ствол - наш. Соответственно, белка за него ответственна. Кстати, кроме того, что "Рататоск" (переводится примерно как "Грызлов"осуществляет связь между верхом и низом, она еще и грызет ствол. И по характеру обычно животное склочное, вредное, ироничное, приносящее проблемы, с характером мента, крышующего небольшой рынок.
Так вот. Эта самая белка пришла и разбила яичко. И теперь непонятно, что вообще делать! Потому что теперь это мертвый символ смерти - смерть в квадрате, в кубе!
У всех паника.
Вообще говоря, дальнейший сюжет тоже поддается расшифровке. Например, дохнущие в полете птицы - знак нарушения "оборота душ". Души мертвых, которые на определенной стадии должны возвращаться птицами, внезапно не смогли этого сделать. Но текст и так получается неприлично большим, а подобные детали все равно малоизвестны, так что бог с ними. Если всем понравится этот материал, расскажу о других элементах подробнее в статьях о прочих сказочных мотивах.
Наконец курочка сносит нормальное яйцо и мир приходит в норму, ура. Тут объяснять нечего, из предыдущего текста все и так ясно.
И последнее.
Кто такие бабка с дедом?
Человечество в его идеальном виде. Ведь это не парень и девка, не мужик и баба. Люди опытные, все про жизнь знающие, "законченные".
И большинство сказок, если их так проанализировать, имеют специфическую внутреннюю структуру и скрытый сюжет, который когда-то был очевиден каждому, теперь стерся, но остался настолько мощным (на этих символах стоит ВСЯ культура), что живет и передается изустно, даже внешне потеряв логику.
Очень интересно отлавливать ее в сказках, но еще веселее - в современной жизни.
Вы себе не представляете, сколько вещей типа "стука по дереву" вы делаете, не задумываясь, и что стоит за ними на самом деле.
Это здорово меняет взгляд на окружающий мир.
(с) Archet
@темы: "Моя Россия!"
Но да, мало в нем содержания)))