№1
Как писать НЦ?№2
Как писать объём?№3
Как писать внешность?№4
От картинки к слову№5
Зачем нужны правила текста? Уважение к читателю№6
Как писать диалог№7
Как писать РОV№ Как читатьТак случилось, что о том, как писать от первого лица я уже писал. Но сегодня наткнулся на интересную дискуссию по этому поводу и продублировал еще раз, но уже, так сказать с учетом опыта.
Как писать от первого лица. Дубль 2
Пожалуй, в этот раз не буду начинать с того, что прежде чем начать, следует спросить себя «А надо ли?». Хотя нет, начну.
Для чего вообще писать фик или оридж от первого лица?
Это важный вопрос на самом деле. Приблизить героя к читателю? Влезть в его шкуру? Или наоборот – «я бы на его месте»?
Одна из этих или сотни других причин – не важно. Важно осознавать для чего конкретно вы выбираете именно этот способ повествования. И какую именно задачу он призван решить.
Я встречал людей, которые искренне считают, что «так писать проще». Даже вспоминается некий самоуверенный юный персонаж, который пришел мне в один из фиков и стал свысока поучать, что вот-де напрасно я не от первого лица написал, вот-де он всегда пишет от первого. Ну что могу сказать… сочувствую вашим читателям. Потому что писать от первого лица – это очень сложно.
Сложность номер раз. Персонаж – это не вы. Это вам надо влезть в шкуру персонажа и понять его. И малейшая фальшь в повествовании от лица героя будет очень и очень заметна. Особенно, если это не ваш герой. ООС вообще неизбежен, поскольку все, кто не автор персонажа, пишут не этого конкретного героя, а лишь свое впечатление о нём, и это совершенно нормально. Но РОV делает любое отклонение от образа еще более выпуклым и заметным.
Сложность номер два. «Я». От него в РОV никуда не деться. Поэтому надо очень и очень внимательно следить, чтобы персонаж не скатился в самолюбование. А чрезмерное яканье приводит именно к такому впечатлению о герое. «Я» в этом смысле еще хуже чем «было». Оба слова необходимо выпиливать и выкорчевывать. И все равно останутся в тексте. Такие дела.
Сложность номер три. Фокальный персонаж не может знать больше того, что он может знать. И вот тут, пожалуй, нужно ввести подпункты.
Дробь один. Персонаж не знает насколько таинственная, ослепительная, неуверенная у него улыбка, взгляд и так далее. Он не знает. Точка.
Другими словами, всё это в тексте от первого лица неуместно. Вообще. Поэтому или извращайтесь как угодно по-другому, или вообще не пишите подобные эпитеты. Я в свое время извратился как-то так «Скалюсь в ответ. И что-то мне подсказывает, что нифига неубедительно у меня это выходит». То есть, «пронзительный взгляд» или там какую-то невероятную улыбку надо показывать через реакцию собеседника, а не сообщать читателю прямым текстом. Иначе скатываемся в самолюбование и вызываем у читателя отнюдь не симпатию. Впрочем, если персонаж тот еще нарцисс – то пожалуйста.
Второй вариант «щеки опалило жаром», а не «я покраснел». Свои ощущения и только свои ощущения, а не их внешнее проявление. Вы не знаете, что вы покраснели, вы этого не видите, но вы ощущаете, как горят щеки. У вас не может быть «восторженного взгляда», но вы можете восторженно смотреть.
Дробь два. Персонаж не знает того, чего не видел и не слышал. А это значит, что половина истории читателю не известна до тех пор, пока о ней не узнает персонаж. Некоторые авторы выходят из положения, вставляя небольшие куски авторского текста. Очень и очень раздражающий приём. Имеет, конечно, право на существование. Но... делает совершенно не оправданным выбор жанра. Введение не в счет.
Исключение, если повествование ведется сразу от нескольких персонажей, и тогда автор переключается с одного на другого (персонажей может быть больше двух, но не желательно плодить целую кучу сущностей – запутаете читателя). Но тут должно быть выполнено такое условие – персонажи получает примерно равное «эфирное время». Да, один из них может быть центральным, а остальные играть вторую и третью скрипки, но(!) объём у них должен быть примерно равным. Это касается и количества событий.
Дополнительная сложность – персонажи разные, а значит и способ подачи своих мыслей у них разный. Разная речь, разные чувства, разные акценты. Ну и знают они об основных событиях с разных сторон, да и те пропускают через призму своего восприятия. И это всё тоже необходимо учитывать.
Как видите, размножение сущностей довольно сложный момент. Кроме всех тех сложностей, которые жанр и так уже имеет.
Возвращаюсь к событиям, о которых персонаж не знает. То, что он не знает подоплеки событий, не знает, что творится в других частях истории и чужих головах – это важнейшая составляющая вашего текста. Играйте на этом, используйте это, сделайте это сильной стороной вашей истории. Но никогда не забывайте, что ваш персонаж не всеведущ!
Подводим итоги.
Повествование от первого лица должно быть как можно более искренним, иначе оно не убедительно.
Повествование от первого лица должно быть как можно более деликатным и техничным, иначе вылезают все огрехи.
Повествование от первого лица имеет ряд ограничений, иначе оно, как минимум, не оправдано.
Повествование от первого лица не прощает ошибок.
Учитывайте эти моменты, не зацикливайтесь на персонаже и у вас все получится!
Тоже думал-думал про первое лицо, но в итоге Ней вылез так. Он как-то сам рассказывает. У меня другая боль - у него спектр ощущений от человеческого-то отличается, это тоже учитывать надо. Вот сейчас пойдет особенно. Психика-то бог с ней, оно само вылазит.
Ну, с "ослепительными улыбками" хоть у дракона проблем нет) Дракон того... тактильноориентированный.
Кстати, даже мыслей не было делать POV чужих персов почему-то... Хотя POV с моими сказочками так себе свяжется... мне это писать точно будет неуютно. Да и вообще нафиг.
Ой! Это ваще боль! Как же бесят вампиры, которые ноют о том, что они де вегетарианцы в душе. Или эльфы в последнем Ведьмаке. С чего они ваще эльфы-то? Кроме ушей - никакой разницы с людьми!
Кстати, даже мыслей не было делать POV чужих персов почему-то...
Потому что ДРакон умный!
*ржет гиеной* Учитывая вампирье, все вот это "лев влюбился в овечку" это уже как... ну не в стейк, но прям в овцу натуральную. Ладно, среди людей такое тоже встречается, но чет зоофилию не романтизируют.
И хрен с ним, тут можно хорошо и вкусно развернуться, с обоснуем, с психологией, оба разумные и личности, в конце концов, но... Искра. Буря. Резко упали и потрахались. Ну или рома-а-антикааа, если оно гет.
И, кстати, чего авторы хотят-то, прописывая всех таких звезданутых сцуществ с бла-ародным фи в сторону рода людского... То ли себя на их место хотят поставить, хотя странно, сами-то вполне люди. То ли в какую-нибудь скромную человеческую девушку влюбить и себя на ее место. Что тоже спорно - такое неравенство, причем вылезающее - ну так себе. Дракон пробовал такое читать, обплевался. Учитывать мнение, чувства - да нах, у нас жи любооовь.
Дракону интересны конкретно персы, а не поставить себя на их место.
Хелариан, Брааат!
*ржет гиеной* Учитывая вампирье, все вот это "лев влюбился в овечку" это уже как... ну не в стейк, но прям в овцу натуральную.
ХДД В точку! Именно это! Подать мне Аллукарда Хельсинговского, а не вот то ТРансильванское томное в кружавчиках!
Ну реально!
И, кстати, чего авторы хотят-то,
Не уверен, что они и сами-то знают!
Ы! А представляешь себе Алукарда Хельсинговского, заявившегося к Интегре в кружавчиках и пытающегося
не язвитьв томное... Ну, скажем, Уолтеру проиграл, во что они там играют, в покер? Во что-нибудь да проиграл...Но оно только стебом, да)
Меня пугает, что вот то читают. Ибо модель отношений сильно так себе, если не сказать похуже, а модели-то эти с книг человек таскает.
Ну а откуда взяться другим моделям поведения-то?
Ну, в некоторых книгах есть и нормальное. Только больше оно в формате партнерских отношений на фоне крупного звездеца. Редко. И иногда не в разнополой паре. Иногда вообще без секса-романтики. Но встречается.
*присаживается и достает из котомки вкусняшки - финики, орешки, сладости и плитку темного шоколада*
На экранах творится театр абсурда, который потом неокрепшие умы берут за матрицу и воплощают в реальной жизни. А старшее же поколение на исходе удивляется - как так третий развод?!
Вот в том-то и дело, что эти дебильные сценарии потом воплощают...
В свое время так формировали общественное мнение, сознание, патриотизм и прочее. Начинается все с мелочей.
ПОэтому у меня дома нет телевизора
Телевизор - зло. В интернете хоть не ходить на такое можно, и все равно натыкаешься порой...
Тут где-то полгода назад один из моих ПЧ написал у себя в дневе, что арестовали мужика в соседнем доме за распространение детского порно. Урод насиловал свих сыновей трех и полугода (если не путаю) возраста, снимал на камеру и отправлял в инет. Потом за просмотр брал денюжку. Так вот, угадай на каком по счету кометарии вылезло "А куда мать смотрела?" . Короче, чтобы не случилось -а виновата баба. Даже если она ваще не причем. Вот так пррйдешь мимо многоквартирного дома, а потом узнаешь, что там кого-то убили потому что ты тут в юбке мимо шла!И даже не посмотрела, сволочь такая!
Ну это вообще в какие ворота? Поэжтому говорить надо, а то в один прекрасный момент будут новорожденых девочек в пропасть бросат - чтоб, значит, в грех не вводили
Так что говорить надо) Особенно с адекватными)))
Да не слушают особо. Дракон тоже пытался поговорить, но.
Мне, кроме как, додавать модели нормальных отношений ничего в голову не приходит.